| | | Это интересноСсылки на творческие мероприятия в режиме online. Деятели культуры Белгородской области ЩЕПКИН МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ Родился 18 (6) ноября 1788 года в Белгородском крае, в семье крепостных графа Г. С. Волькенштейна. Творческая жизнь Михаила Щепкина началась в провинции, в частных театрах. Однажды его увидел на сцене драматург М. Н. Загоскин, служивший в конторе московских театров. Его отзыв был предельно краток: «Актёр — чудо-юдо». Вскоре, после удачного дебюта в Москве, Щепкина пригласили в Императорский московский театр. В 1822 году он переехал в Москву уже вольным актёром. Вступление М. С. Щепкина на сцену Императорского московского театра стало крупнейшим событием в истории сценического искусства. Приезд в Москву совпал с периодом подъёма оппозиционных настроений в дворянской среде накануне восстания декабристов. Благодаря родственным отношениям с профессором университета П. С. Щепкиным, Михаил Семёнович сразу вошёл в известный свободомыслием круг профессоров Московского университета. В доме профессора М. П. Погодина он познакомился с А. С. Пушкиным и А. Мицкевичем. Именно в это время А. С. Грибоедов сочинил свою комедию «Горе от ума», и М. С. Щепкин обратился к его творчеству. Встреча с Н. В. Гоголем стала определяющей в творческой биографии артиста. Именно в пьесах Н. В. Гоголя игра М. С. Щепкина достигла подлинных высот. Пьесы «Ревизор», «Женитьба», «Тяжба», «Игроки», представленные Щепкиным на сцене, определили принципы искусства, которые стали доминировать в театре второй половины XIX века. Постоянно гастролировал в разных городах России: в Петербурге, Харькове, Киеве, Одессе, Воронеже и т. д. Каждый приезд М.С. Щепкина расценивался там как большое событие не только театральной, но и общественной жизни. Писатель И.С. Тургенев специально для Щепкина написал роли Мошкина в «Холостяке» и Кузовкина в «Нахлебнике». Роль Кузовкина явилась последней крупной работой актера в Малом театре. Пьеса, написанная в 1848 году, была разрешена к постановке, когда Щепкину исполнилось уже 74 года. Но ни возраст, ни усталость, ни болезни не помешали великому актеру создать цельный, правдивый, глубоко трогательный образ Кузовкина. В апреле 1863 года с разрешением государя Щепкину был предоставлен на лето отпуск в Крым с сохранением содержания. В Ялту М.С. Щепкин приехал совсем больным, страдая ужасной одышкой. Сначала он поселился у своих знакомых, но вскоре его перевезли в гостиницу. Ушел из жизни 11 (23) августа 1863 года в Ялте. Похоронен в Москве, на Пятницком кладбище. НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ СТАНКЕВИЧ Николай Владимирович Станкевич (1813-1840), известный русский культурный деятель родился в богатой помещичьей семье в Воронежской губернии. Первые годы детства Станкевич провел на полной барской воле, среди деревенского простора. В возрасте 10 лет был отдан в острогожское училище, а затем – в воронежский благородный пансион. В 1830 Николай Станкевич поступил в московский университет и здесь скоро сделался центром целого кружка молодых людей, которых привлекал своей женственно-нежной и болезненно-чуткой натурой и умом живым и восприимчивым. Популярные профессора московского университета того времени, Надеждин и Павлов, оказали наиболее сильное влияние на Станкевича, воспитав в нем своими лекциями любовь к эстетике и немецкой философии. По окончании университетского курса, Станкевич уехал в деревню, но ни в личной, ни в общественной жизни не нашёл там достаточных стимулов к активной деятельности. Вернувшись в 1835 в Москву, Николай Владимирович возобновил свои прежние теоретические занятия и всецело отдался им. Он усердно изучал немецкую философию, составлял планы литературных работ, но развившаяся чахотка вынудила его отказаться от ученой деятельности и уехать сначала на Кавказ, а потом за границу. За границей Станкевич возобновил занятия философией; в Берлине слушал лекции Вердера, Ренне и др. и здесь же сблизился с Грановским. В 1839 он переехал в Италию, где и скончался 27 лет от роду. В русской литературе Станкевич не оставил почти никакого следа. Все его значение определяется тем умственным и моральным влиянием, которым он пользовался в кружке собиравшейся около него в Москве молодежи. Кружок Станкевича выделил из себя позднее несколько лиц, сыгравших видную роль в русской беллетристике, науке и политике. К числу участников этого кружка относились Белинский, поэт Кольцов, писатель Иван Тургенев, славянофил Константин Аксаков, историк Грановский, основатель анархизма Михаил Бакунин. Насколько благотворно было влияние Станкевича на окружающих, показывает отзыв Грановского. «Никому на свете, – писал он после смерти своего друга, – не был я так много обязан: его (Станкевича) влияние на меня было бесконечно и благотворно». Поэт Кольцов первую горячую поддержку получил именно от Станкевича. Николай Владимирович был наиболее типичным и ярким представителем той группы русской интеллигенции, за которой установилось название «идеалистов 1830-х годов». По словам Герцена, «болезненный и тихий поэт и мечтатель, Станкевич естественно должен был больше любить созерцание и отвлеченное мышление, чем вопросы жизненные и чисто практические». Его стремления были возвышенны и идеальны. Отрешившись от жизни, с восторгом отдаваясь философии и искусству, Станкевич уносился на такие высоты умозрения, куда не достигал шум из мира действительности. Личная дружба, но прежде всего солидарность симпатий в поэзии и философии создавала связь между членами кружка; из-за отвлеченных же вопросов, после отчаянных споров, длившихся иногда целые ночи напролет, люди, любившие друг друга, расходились на целые недели. Сам Станкевич при этом сохранял ту обычную для него ясность, безмятежность, цельность натуры, которая внушала его друзьям такое глубокое уважение и такую горячую привязанность к нему. Нравственное обаяние его личности не заслоняет и положительной заслуги Николая Владимировича Станкевича. Именно его авторитетным указаниям кружок обязан был тем, что мог воспринимать все новое в тогдашних философии, науке и литературе. Умственное общение кружка было продолжением университетского товарищества, которое связало молодых людей одним увлечением шеллинговой философией и эстетикой, обнаружившимся еще на студенческой скамье. У себя на квартире Станкевич читал друзьям своих любимых немецких писателей и поэтов Шиллера, Гете, Гофмана, а из русских – Пушкина, Жуковского, а потом Лермонтова и Гоголя. В философии, начав с Шеллинга, Станкевич затем перешел к последовательному изучению всех германских философов, с Канта. С Гегелем он основательнее познакомился в 1835 и, став одним из первых русских последователей знаменитого немецкого мыслителя, своим энтузиазмом привлек к нему симпатии многих своих друзей. Все написанное лично Николаем Владимировичем Станкевичем, не имеет почти никакого литературного значения. Трагедия «Василий Шуйский» (1830), «Несколько мгновений из жизни графа Т.» («Телескоп», 1834), несколько стихотворений («Телескоп», 1831 – 35, «Молва», 1832 – 34) – вот и все его скудное литературное наследие. Самое ценное, что осталось от Станкевича, это – его письма. СТАНИСЛАВ СЕМЕНОВИЧ КОСЕНКОВ Станислав Степанович Косенков родился 11 октября 1941года в Белгородской области и до 15 лет жил в родном селе Рождественке. Трудные годы жизни в послевоенной деревне ускорили формирование характера. Развили склонность к размышлению и само углублению. Читать и рисовать начал с 4 лет. Увлеченность рисованием продолжилась и в школе. В седьмом классе Косенков принимает участие в конкурсе на лучший рисунок и получает первую премию. По окончании семи классов он поступает в Курское художественное училище, которое заканчивает в 1960 году. После двухлетней работы в Белгородском депо и преподавания в изостудии Дворца пионеров он становится студентом Харьковского художественно-промышленного института. Старейший преподаватель института В.Д. Ермилов оказал значительное влияние на воспитание его художественного вкуса. Учиться было не легко. Уже со второго курса Косенкову пришлось сочетать учебу в институте со службой в Советской Армии, которая проходила в самом Харькове. После демобилизации приступает к дипломной работе над графической серией «Интернационал», которая экспонировалась в 1967 году на республиканской художественной выставке «Советская Украина» в Киеве и на зональной художественной выставке «Край Черноземный» в Туле. С этой серии началось становление его творческой индивидуальности. В содержании отражается тема сплоченности людей, охваченных единым порывом к борьбе. Станислав Косенков становится кандидатом в члены Союза художников. В 1968-1969 годах Косенков сотрудничает с Центрально-Черноземным издательством и создает иллюстрации к детским книгам «Конь с розовой гривой» В. Астафьева, «Катюшин дождик» В. Белова, «Невидимки-рыбаки» Н. Козиева. Иллюстрации к двум последним экспонировались на республиканской выставке «Художники детской книги» в 1972 году. Притягательная сила самостоятельного творчества открылась художнику в доме творчества в Паланге в 1968 году. Сильное влияние оказали на Косенкова произведения А.Дюрера, А. Милле, П. Брейгеля, О. Домье, гения Микеланджело. С 1969-1967 год создает иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Всего к роману создано сорок листов. В 1970 году становится членом Союза художников СССР. В1971 году художник снова возвращается к роману и для Международной выставки создает еще восемь листов иллюстраций. В следующем году серия пополняется новыми пятнадцатью листами. В 1972-1974 годах Косенков вновь обращается к классике русской литературы, к творчеству Н.С. Лескова. В 1975 году экспонировались иллюстрации Косенкова к «Воительнице» Н.С. Лескова. С 1972-1976 год Косенков выполняет цикл станковых цветных линогравюр под названием «Детство». Тема возникла первоначально при прочтении повести Е.Дубровина «В ожидании козы». По ее мотивам он создал в 1973 году серию офортов, проникнутую чувством тревоги за опаленное войной детство. В1974 году посещает родную деревню и создает цикл отражающий автобиографическую повесть о детстве. Первая работа цикла – «Во дворе», затем были созданы «1941 год», «Моя деревня», «Домой», «Мой дом», «Незабываемое», «В пути», «Утрата», «Окопы зарастают». Создавая этот цикл, Косенков вплотную занялся проблемой цветного эстампа. Линогравюра становится его подлинным призванием. Серией иллюстраций к «Преступлению и наказанию» и станковым циклом «Детство» Косенков вошел в число мастеров, определяющих сегодня уровень нашей графики. Он погиб в марте 1993 года, но его путь не остался бесследным. Он оставил нам более шести тысяч работ и будучи глубоко русским художником, сумел стать явлением общемировой культуры. Его работы экспонировались только в России, но и в Литве, Белоруссии, Украине, Польше, Франции, Венгрии, Мексике, Кубе, Дании, Индии, Норвегии…А на конкурсах в Германии, Чехословакии, Италии, Англии они были удостоены золотых медалей и первых премий. Произведения белгородского художника хранятся в семнадцати музеях и картинных галереях страны и мира. В том числе в Третьяковской галерее, в музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве, в музее современного искусства «Пети Пале» в Женеве, в музее Ф.Достоевского в Санкт-Петербурге, в домах- музеях И.Тургенева и Н.Лескова в Орле, Ф.Тютчева в Брянской области… Но самая большая коллекция, осталась на родине Станислава Степановича в Белгороде. Целебные свойства музыки, о которых вы не подозревалиМузыка как способ леченияМы слышим музыку практически каждый день: по радио, в автомобиле, в наушниках, когда едем на работу, даже в метро теперь играет классика или музыкальные произведения из любимых всеми советских фильмов. Задумывались ли мы когда-нибудь, что музыка - не только источник наслаждения, но и самый настоящий доктор, способный избавить нас от большого количества проблем? Кстати, первым, кому в голову пришла идея о лечебных свойствах музыки, был ещё Пифагор. Философ утверждал, что музыка подчиняется высшему закону (математике) и вследствие этого способна восстановить в организме человека гармонию. Легенда гласит, что однажды Пифагору даже удалось с помощью музыки успокоить разгневанного мужчину, в припадке ревности пытающегося сжечь дом, в то время как никто из родных не мог его остановить. А древнегреческий врач Гиппократ лечил музыкой бессонницу и эпилепсию. Что же касается современности, то сегодня приёмы музыкотерапии тоже довольно широко известны и удачно практикуются вот уже не один десяток лет. На сегодняшний день существует два вида музыкотерапии активная и пассивная. - При пассивной музыкотерапии пациенту предлагают всего лишь прослушать различные музыкальные композиции, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения, то есть, проще говоря – получить удовольствие, расслабиться и зарядившись энергией и хорошим настроением на некоторое время, отправиться вновь заниматься своими делами
- Активная музыкотерапия не позволит вам сидеть, сложа руки. Главный принцип такого вида лечения: заставить пациента принять участие в исполнении музыки: играет на музыкальных инструментах, поет, отбивает такт ногой или хлопает в ладоши.
В большинстве своём целебные свойства имеют классические музыкальные произведения. - Так, например, для поднятия настроения желательно слушать «Рондо в турецком стиле» Вольфганга Амадея Моцарта, «Хабанеру» из оперы Жоржа Бизе «Кармен» или «Триумфальный марш» из «Аиды» Джузеппе Верди.
- Избавлению от неприятных воспоминаний, споспособствуют «Аве Мария» Франца Шуберта и «Колыбельная» Иоганнеса Брамса.
- Если вы страдаете недосыпом, на помощь к вам придут концерты и сонаты Антонио Вивальди, серенады Франца Шуберта.
- Ощущением утренней свежести вас наполнят «Утро» Рихарда Штрауса, «Утреннее расположение духа» Эдварда Грига, симфонический эскиз «Море» Клода Дебюсси, «Пробуждение птиц» Оливье Мессиана.
- При нарушении сна помогут «Пьесы» Петра Чайковского, «Мелодия» Кристофа Глюка, «Мечты» Роберта Шумана и «Грустный вальс» Яна Сибелиуса.
- Мигрень помогут одолеть «Юморески» Антонина Дворжака и Джорджа Гершвина, «Весенняя песня» Феликса Мендельсона.
- Головная боль при эмоциональной перегрузке уйдёт при прослушивании произведений Моцарта. Об этом композиторе как о целителе вообще стоит поговорить отдельно. В положительном эффекте от работ маэстро нет ничего магического, всё дело в темпо-ритме. Пьесы Моцарта выдерживают 30-секундный интервал «громко-тихо», а он точно соответствует характеру биотоков головного мозга человека, вот и вся разгадка.
Но, кстати, не только классика обладает волшебными свойствами. Существует довольно большое количество известных произведений, которые помогут вам забыть о мелких недочётах организма. При переутомлении стоит поставить диски с записями Элвиса Пресли, Луи Армстронга или Дюка Веллингтона. За что отвечают музыкальные инструментыСпециалисты утверждают - улучшить своё самочувствие помогают не только композиторские произведения, но и отдельно взятые музыкальные инструменты. - Арфа гармонично влияет на работу сердца.
- Барабан также помогает больному сердцу нормализовать ритм и лечит сердечно - сосудистую систему.
- Скрипка – самый настоящий антидепрессант, гораздо лучше многих современных таблеток, к тому же скрипка отвечает ещё и за здоровое функционирование позвоночника.
- Фортепиано нормализует работу щитовидной железы.
- Под звуки саксофона активизируется сексуальная энергия человека.
Как нужно слушать музыку на самом делеЗдесь огромное значение имеет ваше собственное чутьё, интуиция. Ей вполне можно руководствоваться при выборе музыкального произведения, которое вы собираетесь использовать как лекарственный препарат. Если, например, мелодия, которая у прочих способствует поднятию настроения, у вас отнимает силы, не спешите слушать её, найдите музыкальному произведению альтернативу. Оптимальным вариантом для прослушивания музыки будет спокойная обстановка – лучше всего полностью расслабиться и закрыть глаза. Не забывайте так же о регулировке звука: даже стимулирующую музыку не стоит включать на полную громкость, такой подход в корне неверный, и скорее навредит вашему организму, чем поможет, да и вообще как во всяком деле в прослушивании музыки важно знать меру: если слушать симфонии Бетховена больше часа, эффект может быть противоположным. Такое прослушивание не только не расслабит, но может спровоцировать усталость и раздражение. Помните, для одного сеанса достаточно десяти минут.
| |